Творчество душевнобольных людей

Творчество душевнобольных людей

Творчество душевнобольных людей

Творчество душевнобольных людей существенно отличается от того, что привык видеть любой ценитель красоты. Они не признают таких условностей, как правдоподобность, перспектива или масштабы, плохо разграничивают реальность и фантазии. В искусстве находят отражение проблемы, существующие в голове у человека. Поэтому психиатры всегда внимательно относились к творчеству своих пациентов.

Классификация творчества сумасшедших

Работы психически нездоровых людей носят спонтанный характер, из-за чего учёным трудно создать однозначную классификацию подобных работ. Некоторые врачи предлагали деление по жанру, объектам изображения или технике исполнения. Но подобные обобщения не могут дать представление о работе пациента в целом. Одна из наиболее общих классификаций, позволяющих оценить произведение в целом, опирается на характер изобразительного языка, возможность пациента описать с помощью него суть происходящего в произведении. Пользуясь этой методикой, можно разделить творчество душевнобольных людей на три группы: естественную, условную и распадающуюся.

Распад изобразительного языка

Работы душевнобольных людей, в которых наблюдается искажение или деформация изобразительных форм, принадлежат особой группе пациентов. Их творчество тесно переплетается с проявлениями психического расстройства. Таких пациентов тянет к рисованию с детства, прежде, чем начнут проявляться клинические изменения. С развитием заболевания, работы их обретают патологический характер. Постепенно нарастают психопатоподобные изменения, расстройства мыслительных процессов, снижается эмоциональность и работоспособность. Такие люди обычно не в состоянии закончить даже среднее образование, проявляют неряшливость, неопрятность и вычурность во внешнем виде и одежде.

Смотрите также:  Истерическая личность

У душевнобольных людей этой группы может появиться несвойственная им прежде религиозность, абстрактные философские идеи, формируется необычная система эстетических представлений. Зачастую в живописи больных проявляется авангардизм. Творческие увлечения встают на первое место, вытеснив прочие интересы. Они начинают мнить себя творческими гениями, непризнанными и выдающимися. Работы монохромные, графические, особо выделяются в них текстовые элементы и лица людей, люди с деформированными телами.

Естественная форма изобразительного языка

В этой группе находятся душевнобольные люди с природным талантом к живописи, который развивался и формировался без связи с расстройством. Эти случаи наиболее благополучно протекающих форм заболевания, которое проявляется обычно после 30 лет и не влечёт за собой (по крайней мереРисунки душевнобольных первоначально) серьёзных изменений личности пациента.

У больных преобладает пейзажная живопись. Цвета сдержанные, серые. В период гипомании больные могут резко менять цветовую гамму, используя темпераментную манеру письма. Однако в работах художников обычно отсутствует собственное видение мира и вдохновение, преобладает стереотипизация и механическое отражение реальности.

Условная изобразительная форма языка

Основными отличиями картин данной категории являются условность образов, их фантастичность, аппликационная и плоская интерпретация пространства. Больные, принадлежащие к данной группе обычно страдают более тяжёлыми и негативными расстройствами, чем остальные. Часто болезнь сопровождается галлюцинациями, бредом, паранойей, конфликтностью и так далее. Пациенты этой группы первоначально не обладают талантом рисования, поэтому их произведения однообразные, не выразительные, примитивные.

Смотрите также:  Шизоидное расстройство личности

Творческий потенциал и выздоровление

Душевная болезнь зачастую идёт на руку талантливым художникам, привлекая внимание ценителей свое странностью и необычностью. Однако психиатры утверждают, что выздоровление не может повлечь за собой исчезновение творческих способностей. Этот страх побуждает в людях предположение, что творчество основано на бессознательном. На самом же деле оно лишь служит «смирительной рубашкой», заставляющей людей следовать стереотипам общества.

Несмотря на негативные симптомы, душевнобольные (по словам Альфреда Адлера) зачастую могут «могут находить цветы в саду творчества, не отвлекаясь на мирские переживания и дарить их людям».

 

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.