Одна таблетка в день — сохранит репродуктивное здоровье

Одна таблетка в день - сохранит репродуктивное здоровье

Контраце́пция (от новолат. contraceptio -исключение) — предотвращение

беременности механическими (презервативы, шеечные колпачки и другое), химическими (например, влагалищные шарики, грамицидиновая паста) и другими противозачаточными средствами и способами [1].

Одна таблетка в день - сохранит репродуктивное здоровье

Основная задача контрацепции – сохранение репродуктивного здоровья женщин, а не снижение рождаемости. Однако применение ненадежных методов контрацепции не приводит к значимому снижению количества искусственно прерываемых незапланированных беременностей. Единственный путь к снижению количества абортов и их осложнений, а, соответственно, и к поддержанию репродуктивного здоровья населения – это использование надежной контрацепции с возраста сексуального дебюта до момента планирования беременности.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире происходит примерно 73 миллиона искусственных абортов, при этом 61% всех нежелательных беременностей и 29% всех беременностей в целом заканчиваются абортом. По данным ООН, уровень абортов в России составляет 53,7 на 1000 женщин. Вьетнам занимает второе место по показателю 35,2, за ним следует Казахстан с 35.

И хотя за последние два десятилетия, по данным Росстата, их число снижается (абсолютное число сократилось в 2,7 раза), искусственный аборт продолжает оставаться основным, хотя и небезопасным, средством регулирования рождаемости.

Более половины учтенных абортов приходится на женщин в возрасте 20-30 лет; женщины 30-35 лет и старше делают аборты в 2,5 раза реже. На долю россиянок в возрасте до 20 лет приходится только 10% случаев искусственного прерывания беременности. Известно, что максимальный вред здоровью наносит прерывание именно первой беременности, особенно в юном возрасте. В настоящее время более 90% всех абортов в России выполняются на сроке беременности до 12 недель, и только 23% из них — до 6 недель, хотя установлено, что количество и тяжесть осложнений наименьшие при искусственном прерывании в ранние сроки.

Самым распространенным в России по-прежнему остается метод дилатации и кюретажа (78,9%), который ВОЗ допускает только в исключительных случаях, когда нет возможности использовать другие, более щадящие методы [2].

В 2021 году в России было совершено 400 тысяч абортов, и их количество год от года неуклонно снижается (в 1990 году было совершено 4 103 400 абортов). По количеству абортов Россия остаётся одним из мировых лидеров, что исследователи связывают с низким развитием культуры планирования семьи в сочетании с либеральностью законодательства об абортах [3].

Данные последних лет свидетельствуют о том, что 16% женщин, имевших аборт, потребовалось лечение осложнений. Показатель летальности после искусственного аборта в мире составляет 0,9-3,5 на 1000, а в развитых странах — менее 1 на 100 000 при условии, что аборт выполняется на сроках беременности до 8 недель.

Одним из наиболее негативных последствий аборта является материнская смертность: удельный вес последствий абортов в структуре материнской смертности составляет 20,5%.[4]

Все осложнения аборта можно условно разделить на возникшие непосредственно во время операции, возникшие в послеоперационном периоде и отдаленные. К первым относятся осложнения, связанные непосредственно с манипуляцией, — разрыв шейки матки и перфорация матки, а также гипотония матки с кровотечением и неполное удаление плодного яйца. К послеоперационным осложнениям относятся обострение воспалительных заболеваний внутренних половых органов, гематометра и плацентарный полип.

Отдаленные осложнения (последствия) хирургического аборта многообразны и оказывают негативное влияние не только на репродуктивное здоровье женщины, но и на весь ее организм, что связано как с хирургическим вмешательством, так и с гормональными нарушениями, возникающими в результате прерывания беременности. При стрессе, каковым является аборт для организма, происходит выраженное нарушение регуляции овариально-менструальной функции.

В 8-42% случаев после искусственного аборта возникают нарушения менструального цикла. У женщин с 3 и более искусственными абортами в анамнезе доказано увеличение риска развития дисгормональных заболеваний (миома матки, гиперплазия эндометрия, эндометриоз) и рака молочной железы.

Повторные искусственные аборты могут служить причиной патологического течения климактерического периода. Аборт оказывает негативное влияние на функциональное состояние эндокринной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма, может вызывать психогенные расстройства.[5]

Повреждения и рубцовые изменения внутреннего зева и цервикального канала влекут за собой истмико-цервикальную недостаточность и риск невынашивания последующей беременности. Повреждение и дегенерация эндометрия с формированием хронического аутоиммунного эндометрита приводит к нарушению имплантации плодного яйца, а образование синехий в матке — к возникновению аномалий развития плода.

Нарушение проходимости маточных труб служит причиной бесплодия или возникновения внематочной беременности. Ведущим звеном в возникновении бесплодия являются нарушения посттравматической регенерации, развитие фиброза и дистрофических процессов, а также повреждение рецепторного аппарата эндометрия.

Следствием аборта может стать осложненное течение последующей беременности: развитие поздних токсикозов, угрозы прерывания и невынашивания беременности, слабость родовой деятельности, риск возникновения кровотечений в родах, рождение детей с низкой массой тела. После аборта возникает изоиммунизация при резус-несовместимости. В 15-19% случаев могут возникнуть воспалительные заболевания матки и придатков, особенно у пациенток с высоким инфекционным риском.

В структуре причин материнской смертности аборт занимает одно из ведущих мест в течение не одного десятка лет. Причинами смерти от медицинского аборта в большинстве случаев являются инфекции половых путей и тазовых органов (несмотря на наличие огромного арсенала антибактериальных средств) и кровотечения (несмотря на выполнение операции в ЛПУ).

Аборты в России — по-настоящему острая проблема, и не только из-за их количества. По мнению ряда исследователей, во многом из-за постабортных осложнений наша страна считается неблагополучной по материнской смертности. Из-за абортов увеличивается количество гинекологических заболеваний в нашей стране. Аборты, пусть и косвенно, сдвигают структуру демографических потерь.[5]

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что подавляющее число женщин нуждается в использовании эффективных методов контрацепции. Учитывая тот факт, что основная часть прервавших беременность женщин заинтересована в сохранении репродуктивной функции, решение этой задачи представляется наиболее актуальной в научном и практическом плане.

Комбинированные оральные контрацептивы отвечают всем требованиям, предъявляемым к методам профилактики нежелательной беременности и сохранению репродуктивного здоровья. [4]

Многочисленными исследованиями доказано, что гормональная контрацепция не снижает фертильность, независимо от длительности применения, при этом нередко желанная беременность наступает в первом цикле после отмены препарата.

Применение контрацептивных препаратов оказывает положительное воздействие на ряд патологических состояний, связанных с репродуктивным здоровьем: ВЗОМТ (воспалительные заболевания органов малого таза), нарушения менструального цикла, ПМС, дисменорею, меноррагию, тазовые боли, гиперплазию эндометрия [6].

Несмотря на положительные свойства гормональных контрацептивов один из главных мотивов отказа от приема КОК – «боязнь побочных эффектов». Поэтому потребность в создании новых контрацептивов с минимальным риском побочных эффектов оставалась всегда, однако более десяти лет интересных новостей в области контрацепции не было.

И вот наконец появился принципиально новый и уникальный по своему составу КОК. В 2021 г. Европейское медицинское агентство на основании результатов многоцентрового исследования III фазы FREEDOM с участием в общей сложности 3725 женщин из Европы, России и США зарегистрировало новый КОК, содержащий инновационный эстроген эстетрол и хорошо зарекомендовавший себя и широко применяемый во всем мире гестаген дроспиренон.

В России этот препарат зарегистрирован под торговым наименованием «Эстеретта».

Эстеретта представляет собой монофазный комбинированный гормональный контрацептив, содержащий 15 мг эстетрола и 3 мг дроспиренона, с удобным современным режимом применения (24 активные + 4 неактивные таблетки). В исследованиях III фазы были подтверждены надежный контрацептивный эффект, хороший контроль цикла, благоприятный профиль безопасности и высокий уровень удовлетворенности пациенток. Кроме того, ряд исследований свидетельствует о благоприятном профиле эстетрола/дроспиренона с точки зрения влияния на метаболические показатели, включая уровень триглицеридов, и на параметры системы гемостаза [7].

Таким образом, комбинированные гормональные контрацептивы рассматриваются, как наиболее эффективный метод профилактики нежелательной беременности, обладающий не только контрацептивными, но и лечебными, профилактическими свойствами при целом ряде патологических состояний репродуктивной системы, а контрацептивы нового поколения дают возможность минимизировать риск побочных эффектов.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Контрацепция
  2. https://www.medkirov.ru/site/LSPE6052B  Статья: Аборт и его последствия.
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Аборты_в_России
  4. https://gynecology.orscience.ru/2079-5831/article/view/27435 Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. Савельева И.С.
  5. https://studfile.net/preview/8905442/
  6. https://lib.medvestnik.ru/articles/Evoluciya-gormonalnoi-kontracepcii-Progress-prodoljaetsya.html Эволюция гормональной контрацепции. Прогресс продолжается. Прилепская В.Н.
  7. https://lib.medvestnik.ru/articles/Osobennosti-vliyaniya-novogo-kontraceptiva-s-estetrolom-na-profil-tromboticheskoi-bezopasnosti-gormonalnoi-kontracepcii.html Особенности влияния нового контрацептива с эстетролом на профиль тромботической безопасности гормональной контрацепции.  Акиньшина С.В.,Колода Ю.А.