Задержка развития речи
Речь – вид коммуникативной деятельности человека, формирующийся на начальных этапах человеческой жизни. Формирование речевого процесса протекает крайне индивидуально и имеет отношение ко многим факторам, таким как окружающая атмосфера, половая принадлежность ребенка, так как считается, мальчики начинают разговаривать в более взрослом возрасте, психологические отношения с родителями, общее развитие физиологии ребенка, работа и развитие мозга и прочее. С малых лет родители должны внимательно наблюдать за становлением речи ребенка, возбуждать его на выговор каких-либо звуков или слогов. Общение со взрослыми – основной фактор развития у ребенка речевой активности.
Задержка развития речи у детей представляет собой невозможность догнать возрастную норму речевой деятельности по достижению ребенком возраста четырех лет. Дети, страдающие задержкой развития речи, учатся говорить аналогично остальным, но временные границы существенно отодвигаются вперед.
Специалисты медики в области задержки развития речи у детей беспокоятся по поводу этого отставания, аргументируя это тем, что задержка может отрицательно отразиться на психологическом развитии ребенка, на становлении специфической сферы взаимодействия с окружающими людьми. Кроме того, развитие речевой деятельности отражается на появлении и развитии процессов познания окружающего мира, другими словами, на памяти и мышлении, на способности концентрировать внимание и на воображении.
Почему происходит задержка развития речи
— в речевой деятельности нет необходимости. Такое происходит, когда с ребенком мало разговаривают или совсем не говорят. Либо, напротив, улавливая каждое его желание, не дают ему возможности самому объяснить, выразить его словами;
— медленно созревают нервные клетки, несущие ответственность за формирование речевой деятельности. Как правило, этот фактор объясняется генетической предрасположенностью;
— наличествуют какие-либо отклонения в работе головного мозга либо заболевания. Задержка развития речи может быть следствием повреждений головы или заболеваний инфекционного характера;
— расстройства слухового аппарата. Каждый знает, что речевая деятельность базируется на услышанном разговоре взрослых. Ребенок, страдающий расстройствами слуха, неспособен воспринимать, а затем воспроизводить слова, то есть разговаривать самостоятельно.
Когда можно заподозрить задержку развития речи
Начиная с полугодовалого возраста, ребенок начинает произносить отдельные звуки, например, очень часто они произносят звуки «а» и «е». Если ребенок не произносит ни звука, стоит обратиться за профессиональной помощью к детскому невропатологу.
К годовалому возрасту ребенок должен понимать, когда к нему обращаются. Если этого не происходит, следует обратиться к специалисту.
Обращаться к невропатологу стоит и тогда, когда ребенок в возрасте полутора лет никак не реагирует на вопросы типа «Где мама?» или «Где киса?»
В двухлетнем возрасте ребенок должен понимать элементарные словесные команды.
В три года дети должны уметь говорить некоторые слова и смысловые фразы, состоящие из 3-4 слов.
Как справиться с задержкой развития речи
Если причина задержки развития речи носит психологический характер, другими словами, на ребенка мало обращают внимания или ему не дают возможности самостоятельно говорить, то самым эффективным способом считается провокация речевой деятельности. Кроме этого, в такой ситуации прибегают к помощи профессионального логопеда.
Если причина задержки развития речи носит нервный характер, то есть, речевая деятельность не развивается из-за заболеваний или нарушений работы мозга, то лечением такого дисфункции занимается невропатолог.
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!