Учим малыша выражать свои эмоции
Содержание:
Для родителей очень важно, чтобы ребенок своевременно и правильно научился выражать свои чувства и эмоции. Однако родители, сами того не замечая, порою некоторыми своими действиями мешают ребенку свободно проявлять свои эмоции. В таком тонком деле очень важно найти правильное направление, а помогает это свободное выражение собственных чувств. Например, в разговоре с ребенком маме было бы хорошо упомянуть ребенку вслух: «Я обрадовалась твоей улыбке», или: «Я волнуюсь, когда ты плачешь». Также можно помогать ребенку с выражением его чувств: «Ты рассердился, потому что я не смогла к тебе подойти». Первое правило в обучении ребенка выражать эмоции — родители сами должны говорить о том, что они чувствуют.
Негативные эмоции ребенка
Достаточно распространенной ошибкой среди многих родителей является «запрет» на негативные чувства ребенка. От многих мам можно услышать аналогичные фразы: «Прекрати капризничать», «Перестань хныкать» и тому подобные. Однако такие высказывания постепенно формируют у ребенка представление о том, что о собственных переживаниях ни с кем нельзя говорить и необходимо держать их в себе. Такие дети в дальнейшем будущем могут замкнуться от окружающих.
Поэтому очень важно научить ребенка правильно выражать свои негативные эмоции. Для этого можно воспользоваться своеобразными «я-высказываниями», например: «Мне не нравится, когда дети ведут себя подобным образом», или: «Я не люблю, когда так громко шумят». Важно соблюдать два основных правила: вместо «ты» использовать «я» и говорить безлично. Таким образом родитель не ставит ребенку прямой запрет, блокируя тем самым его чувства, а выражает в ответ свои и подает пример.
Эмоции и действия
Чувство любого человека и его действие являются двумя совершенно разными вещами, между которыми есть и промежуточное положение — намерение выполнить это действие. Например, существуют три совершенно разных фазы: чувство злости, намерение ударить обидчика и, собственно, сам удар. Поскольку многие дети достаточно четко в словах формируют свои собственные желания на «обидчиков-родителей», родители стыдят детей за сами чувства. Однако такой подход совершенно не правильный, ведь чувства не поддаются контролю — они просто есть. Нельзя научить ребенка контролировать свои чувства, однако можно научить его контролировать действия, которые могут вызвать эти чувства. Поэтому если родителю не понравился способ выражения чувств ребенком, он может ему сказать об этом прямо, однако не стоит критиковать его за само чувство.
К примеру, в семье рождается второй ребенок. Первый подсознательно начинает сердиться на малыша за то, что тот отнимает все родительское внимание. На первый взгляд эти чувства не выражаются прямо: старший ребенок помогает ухаживать за малышом и очень трепетно к нему относится. Но старший ребенок при этом стыдится собственного чувства злости, поскольку родители когда-то критиковали его за это. Внутри у старшего ребенка появляется и начинает расти страх, что за такое плохое поведение он получит наказание от родителей. Постоянно находясь в подобном страхе, у ребенка может возникнуть страх, например, за свое здоровье, поскольку он будет думать что Бог накажет его за такое поведение. А ведь подобные детские страхи рождают сами родители неправильным воспитанием. Правильно было не стыдить старшего ребенка за чувство злости, а сказать,пример, так: «Мы понимаем, что ты злишься на малыша за то, что он забирает большую часть родительского внимания. Но бить его за это нельзя».
Итак, третье правило в обучении малыша выражать свои эмоции: «Нельзя осуждать чувства ребенка, нужно их понять. Недовольство можно выражать только на какие-либо действия в выражении ребенком эмоций».
Соблюдение всех этих правил поможет научить малыша малыша выражать свои эмоции и в дальнейшем не иметь никаких проблем в общении.
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!