Кто же такой шопоголик?

Кто же такой шопоголик?

Кто же такой шопоголик?

Проблема ненужных покупок актуальна для многих. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, что приобрел совсем ненужную ему вещь. Часто получается и так: зашел с четким списком в голове, что нужно купить, а вышел с полными пакетами совершенно других покупок.

Порой оказывается, приобрел все, что можно было, а о самом необходимом забыл. Эта проблема стала нарастать из-за появления супермаркетов, обилия выбора, хорошей маркетинговой подготовки и наших слабостей.

Как узнать шопоголика

Кто же такой шопоголик?

Шопоголизм можно с уверенностью назвать стойкой психологической зависимостью. У человека появляется потребность в тех или иных покупках. Но приобретенное не имеет ничего общего с нуждой и острой необходимостью. Если мы покупаем зимние сапоги, то это вполне естественно, когда время подходит к этому сезону. Но если они уже двадцатые в вашем гардеробе, то это уже повод задуматься, ведь острой нужды в зимней обуви не было. Покупки в этом случае являются стимулами.

Со временем зависимость может прогрессировать и человеку требуется все больше подобных покупок, стимулов. Он редко задумывается о последствиях таких необдуманных растрат. Ему искренне кажется, что это ему жизненно необходимо. И в этом есть доля правды, если рассматривать проблему с точки зрения психологии. Благодаря таким покупкам человек самоутверждается, повышает свою самооценку, поднимает настроение. Для него это верный способ психологической защиты от неблагоприятных внешних факторов, раздражителей.

Распознать шопоголика можно по многим критериям, но мы остановимся на двух основных.

  1. Человек систематически приобретает то, в чем реально нет потребности. Например, мы приходим в магазин за осенним пальто, а покупаем босоножки, купальник, дорогой парфюм, украшения. В итоге, выходим из магазина либо со всем перечисленным, либо со всем, кроме необходимого. Подобное может произойти и в продуктовых отделах: пошли за хлебом и молоком, а вышли с шоколадом, тортом, пирожными, роллами, копченой рыбой, мясными отбивными, конфетами…
  2. Человек тратит чужие деньги и рискует своим положением. До этого люди доходят в тяжелых случаях шопоголизма. Хорошо, если деньги принадлежат близкому, родному человеку. Тут еще есть шансы остаться понятым и прощеным. Но иногда человек тратит средства совершенно чужих людей. В Англии был случай, который служит ярким примером запущенного шопоголизма. Одна женщина имела доступ к финансовым средствам компании, в которой работала. Будучи заядлым шопоголиком, она потратила в переводе на наши деньги порядка 6 млн. руб. фирмы. Но шокирует даже не это, а то, что она покупала. Женщина приобретала автомобили и рояли. Для их хранения ей пришлось арендовать большое складское помещение. И что самое интересное, женщина не умела ни водить автомобиль, ни играть на музыкальном инструменте. До такого безрассудства доходит крайне редко, но, как видите, иногда случается и такое.

Если вам станет интересно, то можно провести небольшой тест и проанализировать свои растраты и склонность к шопоголизму. Для этого необходимо взять чистый лист бумаги и поделить его на четыре части. В первой колонке необходимо написать о том, что вы планировали купить. Во втором столбце, что, напротив, пропишите сумму, которую рассчитывали потратить на эти покупки. В третьей пустой части составьте список того, что купили на самом деле. И в колонке рядом обозначьте потраченную сумму.

Для анализа можно взять квартал, месяц, неделю. Результаты этого теста могут вас огорчить. По его итогам около 90% всех тестируемых видят у себя признаки шопоголизма и большое количество «пустых» покупок. Степень зависимости, конечно же, у всех разная.

Кто же такой шопоголик?

Причины шопоголизма

Любая зависимость появляется в результате какой-то неудовлетворенной потребности. Если мы не можем сходить в кино, то смотрим фильм дома. Если у нас не хватает кулинарных способностей для приготовления сложных блюд, то готовим простые. Происходит замена одного на другое. И тут так же. Человек всегда в чем-то нуждается.

Взять хотя бы физиологические потребности: еда, вода, воздух. Но так как люди существа социальные, то физиологических потребностей им недостаточно. Человеку нужно общаться, испытывать любовь, чувствовать опору и поддержку и т.д. Если он чего-то недополучает, то невольно начинает искать этому замену.

Шопоголик не осознает, что именно ему не хватает, какая из его потребностей остается неудовлетворенной. Только хорошенько покопавшись в себе и своих чувствах можно понять истинную причину такого поведения.

Зависимостью от спонтанных покупок чаще страдают люди, которым не хватает тепла, общения с близкими людьми. В случаях, если супруг часто бывает в командировках или вы переехали в другой город и редко видитесь с родителями. Телефонные разговоры, на которые можно сослаться, не могут заменить полноценного общения.

Вещевым шопоголиком становятся люди, которые стремятся соответствовать уровню богатых, деловых людей и стараются заботиться о себе. Они покупают внешнюю оболочку в виде стильной одежды. Также не скупятся они и на услуги салонов красоты. Но шопоголики забывают, что успех зависит не от внешности, а больше от ума, а заботиться о себе нужно обращая внимание в первую очередь на здоровье.

Как лечить шопоголика

Зависимость от покупок лечится только осознанием проблемы и переоценкой ценностей. Если человек не захочет что-то менять в своей жизни, то все останется на своих местах. Когда происходит осознание существующей проблемы, тогда можно действовать. Человек с сильной волей сам может избавиться от зависимости, а в иных случаях может помочь опытный психолог.

Для начала нужно выявить круг проблем, которые послужили толчком к шопоголизму, и решать их. Вместе с этим нужно ограничить частоту посещений магазинов. А если уж придется идти за покупками, то рекомендуется составлять четкий список самого необходимого на данный момент. Кроме того, не следует брать с собой много денег или банковские карточки. Лучше взять столько средств, сколько требует ваш список необходимого.

Ходите в магазин с кем-нибудь из близких. Это дисциплинирует и не позволит подолгу задерживаться у прилавков и витрин.

 

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *