Как правильно извиниться
Правильные извинение являются эффективным способом разрешения какой-либо ссоры или конфликтной ситуации. Правильные извинения могут перевести межличностные отношения на более высокий уровень. Тем не менее, важны не только сами извинения, но и то, как они преподнесены. Неправильно принесенное извинение может еще больше усложнить ситуацию.
Психологи сходятся во мнении, что любые, даже самые искренние и правильные, извинения могут не оправдать возложенных на них ожиданий, если человек, к которому обращены извинения, не имеет заинтересованности в их получении. Другими словами, если человек совершил проступок, извинения за который являются лишь малой платой.
Как правильно извиняться? Каким образом сделать так, чтобы человек действительно проникнулся прощением, и отношения наладились?
Психологи разграничивают все варианты извинений на три категории:
— извинения, предполагающие возмещение нанесенного ущерба;
— извинения, выражающие сожаление;
— извинения, доказывающие, что человек чувствует свою вину за нарушение установленных правил или границ.
Первая категория извинений предполагает использование в тех ситуациях, когда возникает необходимость компенсировать нанесенные убытки. К примеру, виновник конфликта сломал ноутбук, взятый у знакомого, или разбил посуду в гостях. В ситуациях такого рода уместнее всего будет вначале признать свою вину, принести извинения, а потом сделать предложение о компенсации ущерба, например, покупка новой вещи или ремонт сломанной.
Вторая категория извинений является эффективной в ситуациях, когда человек непозволительно отозвался о каких-либо качествах или поступках другого лица. К примеру, типовое извинение в ситуациях подобного рода может звучать так: «я приношу свои извинения, что вовремя не успел понять, что твой (или Ваш) поступок был сделан во благо той или иной ситуации».
Последняя категория извинений предполагает признание виновного человека в нарушении поведенческих норм какой-либо социальной группы, если человек переступил принятые этой группой границы, сломал рамки. К примеру, извинение может звучать так: «я понял, что здесь не принято так поступать, и прошу извинения за свою неучтивость».
Кроме разновидностей извинений психологи вычленили категории людей, приношение извинений которым даст положительный результат:
— люди эгоистического характера, которые рассматривают себя как отдельный от социальных групп элемент. Как правило, люди данной категории склонны сосредотачиваться на собственных эмоциях и чувствах, намерениях и задачах. Для таких людей подойдут извинения первой категории, так как эгоисты высоко ценят предложения о возмещении причиненного ущерба.
— люди семейные, которые сосредотачивают все свое внимание и силы на близких людях, родственниках и друзьях. Люди данной категории ставят во главу угла отношения, в связи с чем непременно простят человека, который принесет искренние извинения по тому или иному поводу.
— коллективисты, которые рассматривают себя как неотъемлемую часть какой-либо социальной группы. В такой ситуации цели и ценности группы становятся для человека родными и непререкаемыми. Поэтому нарушение групповых поведенческих норм выводит такого человека из себя. Признание своего неадекватного поведения поможет в этой ситуации разрешить конфликт.
В любом случае, перед осознанием вины и принесением извинений пострадавшей стороне необходимо решить, за что и перед кем следует просит прощение. При невозможности найти ответ на поставленные вопросы, следует постараться лучше понять человека. Иначе извинения не дадут того эффекта, который от них ожидается.
Ответить
Want to join the discussion?Feel free to contribute!