Средневековая исламская медицина

Медицина являлась важной частью жизни зредневекового исламского общества: и бедные, и богатые были в равной мере заинтересованы в своем здоровье и заболеваниях. Исламские врачи и некоторые ученые достаточно много написали о здоровье и создали обширную и комплексную медицинскую литературу, описывающую лекарственные средства, клинические практики, заболевания, методы лечения и диагностики. В отличие от современной медицины, которая является достаточно специализированной, в средневековом исламском мире медицина была тесно связана с естественными науками, астрологией, алхимией, религией, философией и математикой.

Исламская медицина была основана на наследии греческих и римских врачей и ученых. Наиболее сильное влияние на нее оказали Гален и Гиппократ, которых приравнивали к отцам медицины, а также врачи и ученые Александрии. Большая часть медицинской литературы греческой и римской цивилизаций была переведена на арабский язык и впоследствие адаптирована для включения собственных новых знаний и заключений.

Исламские ученые были экспертами в собирании данных и их анализе таким образом, чтобы читатели могли понять написанное и самостоятельно осуществлять поиск внутри источника. Более того, многие записи греческого и римского происхождения были собраны воедино, систематизированы и превращены в энциклопедии.

Исламская медицина была неотъемлемой частью культуры мусульманского мира. Публикация литературы являлась престижной профессией, посколку изготовление бумаги было тонким делом, книги имели иллюстрации, а каллиграфию признавали отдельным искусством. С 661 до 750 гг нашей эры, в период раннего этапа исламской цивилизации, известного как Уммаяды, люди в целом верили, что Аллах обеспечивает лечение любого заболевания. К 900 году нашей эры в исламе начала развиваться и практиковаться медицинская система, более ориентированная на науки.

Поскольку люди все более становились заинтересованными в здоровье и науках, его изучающих, исламские врачи пытались найти методы лечения, с позволения Бога, конечно же, которые рассматривали бы естественные причины и потенциальное лечение и даже излечение.

Средневековое исламское общество подарило миру некоторыех величайших мыслителей в истории, продвижение в области хирургии, в этот период были построены больницы, более того, в медицинские профессии были допущены женщины. Аль-Рази и Ибн-Сина признаны наиболее выдающимися исламскими мыслителями в области медицины.

Аль-Рази

Мухаммад ибн Закария Рази, известный также как Аль-Рази, (865-925 гг нашей эры)был персидским врачом, химиком, алхимиком, философом и ученым. Он первым сумел разделить корь и натуральную оспу. Также он открыл керосин и еще несколько химических соединений, в дальнейшем Аль-Рази занимал пост главного врача в больницах багдада и Рея и написал более двухсот научных книг и статей. Аль-Рази также был известен как родоначальник педиатрии, он верил исключительно в экспериментальную медицину. Его книга «Детские заболевания», вероятно, является первой в своем роде медицинской книгой, отделившей педиатрию от других областей медицины. Также Аль-Рази открыл и офтальмологию, более того, он первым написал об иммуннологии и аллергии, принято считать, что именно ему принадлежит честь открытия аллергической астмы. Именно он впервые описал повышение температуры как часть защитной системы организма, которая борется с заболеваниями и инфекциями.

Поскольку Аль-Рази был и фармацевтом, то его перу принадлежат многие исследования в данной области, в частности, он первым начал применять ртутные мази; с ним же ассоциируют и некоторые медицинские предметы, к примеры, спатулы, термосы, ступки и фиалы.

Ибн Сина

Абу Али аль-Хусейн ибн Абдулла ибн Сина (980-1037 гг нашей эры), более известный как Ибн Сина или Авиценна, являлся персидским полиматиком, обладавшим различными навыками и профессиями, также он был великолепным талантливым писателем. Его перу принадлежат 450 книг, 240 из них доступны и до сих пор, при этом 40 книг посвящены исключительно медицине.

Ибн Сина является автором «Книги исцеления», которая признана обширной научной энциклопедией, а также «Канона медицины», который стал обязательным для изучения в нескольких медицинских школах мира, включая университеты Ловена в Бельгии и Монпелье во Франции вплоть до середины 16-го века. Труды Авиценны были основаны на принципах Гиппократа и Галена.

«Канон Медицины» представляла собой пятитомную энциклопедию, в оригинале она была написана на арабском языке, но в дальнейшем ее перевели на несколько других языков, включая английской, французский и немецкий. В истории медицины она не просто занимает важное место, но и признана одной из наиболее известных и влиятельных книг. Данный труд определил медицинские стандарты как в исламском, так и в европейском мире; также книга стала основой традиционной медицины в Индии. Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе и Университет Йеля до сих пор преподают некоторые принципы, описанные в трудах Ибн Сины, как часть курса истории медицины.

Адаптированные положения «Канона Медицины» Авиценны:

  • Активные ингридиенты должны быть чистыми, без примесей и высокого качества;
  • Лекарственное средство должно быть использовано для лечения одного простого заболевания, а не букета заболеваний;
  • Необходимо проверять препарат на двух диаметрально противоположных заболеваниях, поскольку качества препарата могут эффективно лечить одно заболевание и успешно излечивать другое;
  • Качество лекарственного средства должно соответствовать степени тяжести заболевания;
  • Процесс лечения должен быть тщательно задокументирован по времени, чтобы получить возможность наблюдения за действием применяемого препарата, исключая посторонние факторы;
  • Эффективность препарата должна быть последовательной и иметь приблизительно одинаковые результаты применения при лечении множества пациентов;
  • Тестирование препаратов должно проводиться на людях, а не животных.

Взгляды Авиценны на психологию и психические заболевания были более практичными и научными по сравнению со взглядами Аль-Рази.

Анатомия и физиология в средневековой исламской медицине

Принято считать, что Ибн аль-Нафи, арабский врач, родившийся в Дамаске в 1213 году, является первым, кто сумел описать легочное кровообращение. Греческий врач Гален несколькими веками ранее написал, что кровь попадает из левого желудочка сердца в правый желудочек при помощи невидимых путей, с чем и не был согласен Аль-Нафи. Он пояснял, что не существует каких-либо прямых путей, чтобы кровь могла попадать из одного желудочка в другой. По его мнению, кровь из правого предсердия должна была проходить через легочную артерию к легким, распространяться в веществе легких, смешиваться с воздухом, проходить через легочную вену и попадать уже в левое предсердие.

Ибн аль-хайтам, или Аль-Хазин (965-1040 гг нашей эры), был исламским ученым из Ирака, он научно сумел показать, что глаз человека является оптическим инструментом. Его анатомическое описание глаза является весма детальным, далее он также сформировал теории о возникновении изображений. Его научно-медицинский тру «Книга оптики» стала достаточно популярной в Европе, ее применяли вплоть до 17-го века.

Ахмад ибн Аби аль-Ашат, иракский врач, описал сужение и расширение наполненного желудка после своих экспериментов с живыми львами, он практически на 900 лет опередил Уильяма Бомона в области экспериментов в гастрофизиологии. Абд аль-Латиф аль-Багдади (1162-1231 гг нашей эры), известный иракский врач, историк, египтолог и путешественник, сообщал, что Гален ошибался относительо того, что нижняя челюсть состоит из двух частей. К сожалению, практические наблюдения аль-Багдади были проигнорированы.

Лекарственные средства и препараты

Как и в Дренем Египте, Древней Греции и Древнем Риме, в средневековом исламском мире лекарственные средства состояли из натуральных веществ, многие из которых имели растительное происхождение. Достаточно большая часть препаратов имела корни в греческой и римской цивилизациях. Исламские врачи стали первыми применять хлорид ртути для дезинфекции ран. Для облегчения боли использовали отвар семян мака, поскольку они содержат кодеин и морфин; их применяли для облегчения симптомов камней в желчном пузыре, высокой температуры, зубной боли, головной боли, глазной боли и плеврита. Тем не менее Али аль-Табари предупреждал, что экстракт маковых листьяв является вредным, поскольку содержит опиум.

В средневековом исламском мире были построены больницы, в которых проводили большее количество операций по сравнению с Грецией и Римом. Из-за отсутствия необходимых анестетиков врачам того времени были недоступны сложные операции, однако, врачи применяли опиум для усыпления больного перед проведением оперативного вмешательства. Офтальмологи успешно лечили катаракту и трахому. Также частой процедурой являлась каутеризация, или прижигание ран, необходимое для предотвращения инфекционного заражения и остановки кровопотери.